Ассоциация перинатальных специалистов
Ассоциация перинатальных специалистов
Восприятие отца и социально-психологические характеристики юношей
Важные аспекты отношений ребёнка (в особенности сына) с отцом долгое время оставались вне поля зрения психологов.
Дата материала:
15 апреля 2019
Проб­ле­ма изу­чения ро­ли от­ца на раз­ных эта­пах ста­нов­ле­ния лич­ности сы­на яв­ля­ет­ся осо­бен­но ак­ту­аль­ной се­год­ня, ког­да на пред­став­ле­ние об от­цовс­тве уже бо­лее не вли­яет со­ци­алис­ти­чес­кое прош­лое, и идёт ак­тивный по­иск от­ве­та на воп­рос о пол­но­цен­ном ста­тусе от­цовс­тва как по­лимо­даль­ном фе­номе­не.

Важ­ные ас­пекты от­но­шений ре­бён­ка (в осо­бен­ности сы­на) с от­цом дол­гое вре­мя ос­та­вались вне по­ля зре­ния пси­холо­гов. В пре­об­ла­да­ющем боль­шинс­тве слу­ча­ев имен­но мать выс­ту­пала ос­новным объ­ек­том ис­сле­дова­ния при ана­лизе про­цес­са вос­пи­тания ре­бён­ка и фор­ми­рова­ния его как лич­ности.

Зна­читель­ный вклад в изу­чение от­цов­ской ро­ли был вне­сён учё­ными пси­хо­ана­лити­чес­ко­го нап­равле­ния. Таким об­ра­зом, от­цов­ская фи­гура в мо­дели З.Фрей­да яв­ля­ет­ся од­ной из цен­траль­ных в "эди­повой си­ту­ации", и од­новре­мен­но с этим — бо­лее слож­ной и ам­би­вален­тной, не­жели мать, — а эди­пов ком­плекс – глав­ным уз­ло­вым мо­мен­том всей ме­тап­си­холо­гичес­кой конс­трук­ции ор­то­док­саль­но­го пси­хо­ана­лиза.

"Из всех об­ра­зов детс­тва, ко­торые, как пра­вило, не пом­нятся, ни один не бы­ва­ет нас­толь­ко важ­ным для юно­ши или муж­чи­ны, нас­коль­ко ва­жен об­раз его от­ца… Малень­кий маль­чик об­ре­чён лю­бить сво­его от­ца и вос­хи­щать­ся им как са­мым силь­ным, доб­рым и муд­рым соз­да­ни­ем на све­те". Как пи­шет Э.Клэр, иде­аль­ный об­раз от­ца лю­ди обыч­но ви­дят в соз­да­теле все­го жи­вого на Зем­ле – Боге. Но этот отец воп­ло­ща­ет мно­го про­тиво­речий, ко­торые у боль­шинс­тва лю­дей так­же про­яв­ля­ют­ся в их борь­бе за ста­тус хо­роших ро­дите­лей. С од­ной сто­роны, Бог про­ща­ет все люд­ские гре­хи и да­ру­ет им спа­сение. С дру­гой – он жес­то­кий и все­силь­ный судья, спо­соб­ный на­казать че­лове­ка за гре­хи. Так­же отец ви­дит­ся как пер­восте­пен­ный на­руши­тель ин­стинктив­ной жиз­ни ре­бён­ка: он ста­новит­ся не толь­ко мо­делью для под­ра­жания, но и тем, от ко­го нуж­но из­ба­вить­ся, что­бы за­нять его мес­то. Подоб­ные про­тиво­речия на­ходят своё от­ра­жение в сов­ре­мен­ном от­цовс­тве, ког­да во вза­имо­от­но­шени­ях с деть­ми отец про­яв­ля­ет как лю­бовь, так и аг­рессию. "Впос­ледс­твии бла­гоже­латель­ные и враж­дебные им­пуль­сы по от­но­шению к не­му при­сутс­тву­ют у че­лове­ка бок о бок, час­то до кон­ца жиз­ни, без то­го что­бы од­ни пе­реси­лили дру­гие. Имен­но в та­ком сов­мес­тном су­щес­тво­вании про­тиво­полож­ных чувств зак­лю­ча­ет­ся су­щес­твен­ный ха­рак­тер то­го, что на­зыва­ют эмо­ци­ональ­ной ам­би­вален­тностью".

Роль от­ца по ме­ре взрос­ле­ния сы­на ме­ня­ет­ся, ку­мули­ру­ет­ся. Э.Эрик­сон, Дж. Сна­рей и Дж.Котр в сво­их ис­сле­дова­ни­ях под­робно раз­ра­бота­ли тер­мин "ге­нери­рова­ние". Дж.Сна­рей пи­шет о так на­зыва­емых "ге­нера­тив­ных от­цах", пос­ле­дова­тель­но вы­пол­ня­ющих сле­ду­ющие ро­ли: отец, дав­ший жизнь де­тям (би­оло­гичес­кое ге­нери­рова­ние), за­ботя­щий­ся о них (ро­дитель­ское ге­нери­рова­ние) и пе­реда­ющий со­ци­аль­ный опыт (со­ци­аль­ное ге­нери­рова­ние). Дан­ная кон­цепция ос­но­выва­ет­ся на мо­дели лич­нос­тно­го раз­ви­тия, пред­ло­жен­ной Э.Эрик­со­ном. Дос­тигнув зре­лого воз­раста, че­ловек про­тивос­то­ит стаг­на­ции стрем­ле­ни­ем про­явить се­бя в вос­пи­тании де­тей.

Вос­при­ятие от­ца уже на ран­нем эта­пе он­то­гене­за оп­ре­деля­ет пси­холо­гичес­кие осо­бен­ности мла­ден­ца, по­ощ­ря­ет его ав­то­номию и не­зави­симость. В свою оче­редь, на эта­пе фор­ми­рова­ния Я-кон­цепции с вос­при­яти­ем под­рос­тком от­ца свя­заны та­кие его собс­твен­ные пси­холо­гичес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки как са­мо­от­но­шение, са­моп­ри­вязан­ность.

Юно­шес­кий воз­раст яв­ля­ет­ся тем пе­ри­одом он­то­гене­за, ког­да у мо­лодых лю­дей фор­ми­ру­ет­ся ми­ровоз­зре­ние, про­ис­хо­дит са­мо­оп­ре­деле­ние, фор­ми­ру­ет­ся иден­тичность. Оче­вид­но, что имен­но фи­гура от­ца пред­став­ля­ет­ся од­ной из клю­чевых в фор­ми­рова­нии лич­ности мо­лодо­го че­лове­ка.

В рам­ках про­веден­но­го на ба­зе Вос­точно-Евро­пей­ско­го Инсти­тута Пси­хо­ана­лиза ис­сле­дова­ния бы­ла пос­тавле­на цель – изу­чить связь пред­став­ле­ний об от­це и лич­нос­тных осо­бен­ностях мо­лодых муж­чин (сред­ний воз­раст 20 лет).

В эм­пи­ричес­ком ис­сле­дова­нии бы­ли ис­поль­зо­ваны 3 пси­ходи­аг­ности­чес­кие ме­тоди­ки: 1. Опрос­ник Т.Лири для ди­аг­ности­ки пред­став­ле­ний о собс­твен­ном от­це и пред­став­ле­ний о са­мом се­бе; 2. Пяти­фак­торный лич­нос­тный оп­росник МакКрае-Кос­та; 3. Тест М.Куна "Кто Я?" для изу­чения со­дер­жа­тель­ных ха­рак­те­рис­тик иден­тичнос­ти лич­ности.

Обра­бот­ка ре­зуль­та­тов оп­росни­ка Лири поз­во­лила раз­де­лить всех ис­пы­ту­емых на две груп­пы. В пер­вую вош­ли юно­ши, у ко­торых "об­раз Я" и "об­раз от­ца" на­ибо­лее схо­жи (по всем шка­лам). Во вто­рую груп­пу вош­ли ис­пы­ту­емые с боль­ши­ми раз­ли­чи­ями в по­каза­телях вос­при­ятия се­бя и от­цов­ской фи­гуры. Пер­вую груп­пу ус­ловно наз­ва­ли "юно­ши с вы­сокой сте­пенью иден­ти­фика­ции с от­цом". Юно­ши обе­их групп вы­соко оце­нили влас­тность, не­зави­симость собс­твен­ных от­цов, но эти ха­рак­те­рис­ти­ки от­цов в пер­вой груп­пе вы­ше.

Ана­лиз лич­нос­тных осо­бен­ностей юно­шей в двух груп­пах поз­во­лил вы­явить, что мо­лодые лю­ди из пер­вой груп­пы от­ли­ча­ют­ся са­мокон­тро­лем, эмо­ци­ональ­ной урав­но­вешен­ностью, уме­рен­ной са­мок­ри­тикой.

Для ис­сле­дова­ния вза­имос­вя­зей меж­ду изу­ча­емы­ми по­каза­теля­ми про­водил­ся кор­ре­ляци­он­ный ана­лиз с ис­поль­зо­вани­ем ко­эф­фи­ци­ен­та ран­го­вой кор­ре­ляции Спир­ме­на.

В цен­тре пле­яды в 1 груп­пе ока­зал­ся по­каза­тель "сот­рудни­ча­ющий отец", ко­торый по­ложи­тель­но свя­зан с та­кими чер­та­ми лич­ности юно­ши, как ак­ку­рат­ность, са­модос­та­точ­ность, при­вязан­ность, эмо­ци­ональ­ная ком­фор­тность и са­мо­ува­жение.

Пока­затель "влас­тно-ли­диру­ющий отец" свя­зан с по­каза­телем ак­ку­рат­ность; по­каза­тель "от­ветс­твен­ность от­ца" свя­зан с "са­модос­та­точ­ностью" сы­на.

Полу­чен­ные ре­зуль­та­ты поз­во­ля­ют сде­лать вы­вод о том, что та­кие ка­чес­тва от­ца как спо­соб­ность к ко­опе­рации и дру­желю­бие, про­яв­ле­ние от­ветс­твен­ности, при вы­ражен­ных влас­тно-ли­диру­ющих спо­соб­ностях поз­во­ля­ют сы­ну ук­ре­пить собс­твен­ное са­мо­ува­жение, са­модос­та­точ­ность, ак­ку­рат­ность.

Ана­лиз кор­ре­ляци­он­ных свя­зей во 2 груп­пе вы­явил од­ну из цен­траль­ных ха­рак­те­рис­тик от­цов – "влас­тно-ли­диру­ющий", ко­торая по­ложи­тель­но кор­ре­лиру­ет с та­кими лич­нос­тны­ми осо­бен­ностя­ми юно­ши как плас­тичность, теп­ло­та, ува­жение дру­гих и от­ри­цатель­но кор­ре­лиру­ет с са­мокон­тро­лем. Реп­ре­зен­та­ция от­ца как по­кор­но-зас­тенчи­вой фи­гуры кор­ре­лиру­ет с до­мини­рова­ни­ем как чер­той лич­ности юно­ши.

Таким об­ра­зом, вы­яв­ле­ны про­тиво­речи­вые тен­денции в вос­при­ятии от­ца и лич­нос­тных осо­бен­ностях сы­на. Мож­но пред­по­ложить, что для юно­шей, не иден­ти­фици­ру­ющих се­бя с от­цом, ха­рак­терно вос­при­ятие его как про­тиво­речи­вой, воз­можно, не­пос­ле­дова­тель­ной фи­гуры. Тог­да не­кото­рые лич­нос­тные ка­чес­тва мо­гут быть сфор­ми­рова­ны в ка­чес­тве ком­пенса­тор­ных ме­ханиз­мов, или ин­тро­еци­рова­ны от дру­гой зна­чимой фи­гуры (дя­ди, де­да, нас­тавни­ка, тре­нера и др.)

Изу­чение ха­рак­те­рис­тик иден­тичнос­ти у юно­шей из двух груп­пы поз­во­лило вы­явить час­то­ту встре­ча­емос­ти 4 ти­пов иден­тичнос­ти. За ос­но­ву клас­си­фика­ции взя­та ти­поло­гия Э.Эрик­со­на: внеш­не-обус­ловлен­ная, при­об­ре­тён­ная и за­имс­тво­ван­ная иден­тичность. Так­же на ос­но­вании уже по­лучен­ных от­ве­тов тес­та "Кто Я?", был вы­делен тип иден­тичнос­ти – не­оп­ре­делён­ная.

В 1 груп­пе ча­ще все­го встре­ча­ет­ся за­имс­тво­ван­ная иден­тичность (45), при­об­ре­тён­ная (20).

Во 2 груп­пе так­же на пер­вом мес­те по час­то­те встре­ча­емос­ти за­имс­тво­ван­ная (40), внеш­не-обус­ловлен­ная (20 — не­оп­ре­делён­ная иден­тичность.

Таким об­ра­зом, не­оп­ре­делён­ность в от­но­шении ста­туса иден­тичнос­ти в боль­шей сте­пени ха­рак­терна для юно­шей, не иден­ти­фици­ру­ющих­ся с от­цов­ской фи­гурой.

Про­ведён­ное ис­сле­дова­ние поз­во­лило под­твер­дить ги­поте­зу о на­личии свя­зи лич­нос­тных осо­бен­ностей юно­шей и ста­туса их иден­тичнос­ти с осо­бен­ностя­ми вос­при­ятия от­цов­ской фи­гуры.

Лите­рату­ра

Авде­ева Н.Е. Роль ма­тери и от­ца в раз­ви­тии ре­бен­ка в ран­нем воз­расте/ Дош­коль­ное вос­пи­тание №3, 2005. С101-106. №5, 2005. С 110-117.
Клэр Э. Муж­чи­на в ро­ли от­ца / Муж­чи­ны: кри­зис мас­ку­лин­ности // Пер. с англ. Мала­хова А.О.
Коря­ков Л.И. Эво­люция ро­дитель­ских об­ра­зов в пси­хо­ана­лизе // Пси­холо­гичес­кий вес­тник Ураль­ско­го го­сударс­твен­но­го уни­вер­си­тета. 2002. вып. 3. С. 101-123.
Флейк-Хоб­сон К., Робин­сон Б.Е., Скин П. Раз­ви­тие ре­бен­ка и его от­но­шений с ок­ру­жа­ющи­ми. М.: Центр об­ще­чело­вечес­ких цен­ностей, 1993.

В со­ав­торс­тве с:
БАЗАРОВ В. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХОАНАЛИЗА
Дата публикации: 15 апреля 2019
© Perinat.ru, 2019