Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности отца
(Курс)
В изучении отцовства современная наука опирается на два основных подхода в зависимости от того, кто считается фокусом изучения — ребенок или родитель.
Дата материала:
15 апреля 2019
На сегодняшний день отцовство, равно как и материнство описываются как комплексные феномены, которые не входят в рамки методологии какой-либо узкой отрасли психологической науки и поэтому могут быть изучены только в рамках междисциплинарного подхода, в тесной связи с социальной психологией, социологией, психологией развития, психологией личности, антропологией, историей и др. наук. Такой подход позволяет изучать и анализировать и отцовство с учетом всех сфер приложения данного феномена [4].
В изучении отцовства современная наука опирается на два основных подхода в зависимости от того, кто считается фокусом изучения — ребенок или родитель. Первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство (отцовство) применительно к развитию ребенка [3;14;17;25;26]. Во втором подходе [1;4;6;7;8;9;10;11;21] рассматривается выполнение родительской (отцовской) роли через призму личности родителя. Здесь исследуются самореализация личности в родительстве, вводятся понятия "социальная роль", "статус", "социальные нормы", "стереотипы и требования", исследуется феномен так называемого родительского "инстинкта" (материнского и отцовского), чувства, образы — Я, Я-концепция и другие личностные характеристики, так или иначе связанные и изменяющиеся с родительством [26]. Такие авторы, как И.С.Кон, Д.С.Акивис [1;16], придерживающиеся второго направления изучения родительства, считают, что именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс социализироваться самому, шанс саморазвития.
Достаточно много исследований отечественных и зарубежных учёных проводилось и проводится в рамках детской психологии, где изучается влияние отца на развитие личности ребенка [3;17;25;26]. При этом изучается специфика влияния определенного поведения отца, выполняемых им функций и действий, на развитие личности ребенка, полоролевую идентичность.
Современной наукой отцовство исследуется как социальная роль, статус, в рамках социальной психологии, как тендерные стереотипы в рамках тендерной психологии, как этап зрелости личности в акмеологии и как психолого-педагогическая деятельности в психологии личности, а также в семейной психологии как один из факторов, функция и особенность семьи. Однако в рамках этих наук отцовство изучается в ряду, а чаще всего, как один из элементов других феноменов [5;8;23], не являясь по существу предметом изучения.
Учитывая множество подходов к изучению феномена отцовства, в научной литературе можно столкнуться с разными его определениями. Так, Р. В.Овчарова даёт определение отцовству как совокупности социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связанной и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности — ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой.
Важно отметить наличие в науке хоть и противоречивой, но имеющей право на существование точки зрения о биологической модели отцовства. В рамках данной модели поведение родителей детерминировано врожденными инстинктами, потребностью в продолжении рода, а отсутствие родительских чувств является проявлением нарушения этой биологической и социально-нравственной нормы [15].
Накопленный за последние десятилетия обширный опыт социологов, историков, этнографов по изучению института отцовства позволяет утверждать, что отцовство — по существу, социальное явление. Каждое поколение формирует свой культурный идеал отца согласно своему времени и условиям, и каждое поколение имеет дело с неизбежным пробелом между тем, что LaRossa назвал "культура" отцовства и "поведение" отца в семье. Социологические и исторические исследования проясняют, что отцовство не может быть определено в изоляции от материнской заботы и ожиданий матерей, от социальных стереотипов заботы о детях в обществе, и что эти социальные ожидания были довольно разнообразными в двадцатом столетии: культура отцовства и поведение отцов изменяется от столетия к столетию, как изменяются и социальные, и политические условия [4].
Исследователи считают, специфический стиль отцовства зависит от множества социокультурных особенностей и условий, и поэтому существенно варьируется. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному, социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом в системе социальных ролей.
При изучении феномена отцовства отечественные авторы [8;10] предлагают опираться на структурную модель, в которую входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный — осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой — отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания.
Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент — оценочный, в который входят: 1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, т.к. через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, т.к. пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.
Можно предположить, что в онтогенезе отцовства на разных этапах его становления находит отражение каждый из компонентов.
Ю.А.Токарева рассматривая сущность отцовства как особую воспитательную деятельность, выделяет в ней две фазы: подготовления и осуществления. В рамках данного подхода детерминантами отцовства как воспитательной деятельности являются такие виды опыта, как врождённый, индивидуальный и социальный [23].
Опираясь на многочисленные исследования, можно утверждать, что на формирование и реализацию отцовской позиции влияют ряд факторов: условия общественной и культурной среды, фактор влияния родительской семьи, фактор качества супружеских отношений, а также личностные особенности самого мужчины.
Таким образом, каждый из вышеперечисленных компонентов отцовства (потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно-смысловой и оценочный) находит своё отражение как в самосознании мужчины, так и в его поведении на разных этапах освоения им роли родителя. Ю.В.Борисенко выделяет таких этапов три.
Первый этап начинается с рождения мальчика до момента получения сведений о беременности его жены (партнерши). Формирование стереотипов об отцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями.
Второй этап — период беременности партнерши — начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействия с уже родившимся ребенком. Сам момент сообщения о беременности и осознание факта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение о беременности может быть различной в зависимости от многих факторов, включающих намерения мужчины, относительно конкретной женщины, материальную, социальную и другие виды готовности принять ответственность за будущую жизнь.
Третий этап — период после рождения ребенка — практический период. Этот период является критическим с точки зрения возникновения бондинга — связи мужчины с родившимся ребенком.
Если на этапе ожидания ребёнка мужчина больше включён в заботу о партнёрше, отсутствует непосредственный контакт с ребёнком, но будущий отец может его себе представлять, о нём фантазировать. Что само по себе очень важно с точки зрения формирования установки, определяющей и направляющей поведение мужчины. "В основе установки, определяющей поведение человека, лежит воображаемая ситуация" [24, с.76].
С момента рождения ребёнка отец включается в психолого-педагогическую деятельность.
Отцовство, как психолого-педагогическая деятельность мужчины, рассматривается с точки зрения используемых стилей воспитания, родительского отношения отца к ребенку, а также ведущей мотивации родителя [23]. Также можно выделить три параметра отцовского взаимодействия с ребёнком:
1. вовлечённость отца в непосредственный уход, общение или игру с ребёнком;
2. доступность отца для ребёнка;
3. ответственность за воспитание и принятие соответствующих решений [27].
Анализируя содержание исполнительного звена, очевидна необходимость проявления индивидуального стиля деятельности, который будет соответствовать не только требованиям ситуации, но и личностным особенностям субъекта воспитательской деятельности, то есть отца. Человек, занимающий воспитывающую позицию, постоянно преодолевает возникающие препятствия, прежде всего во внутреннем плане
Отцовская родительская позиция – это интегральное взаимодействие мужской полоролевой, личностной и воспитательной позиции отца; это система его отношений как родителя, которая традиционно проявляется в преобладании предметно инструментальной функции отца в воспитании детей [13].
Внешнее присваивается через внутреннее [2;18;22].Появление ребёнка, естественным образом оказывает влияние на поведение мужчины, но преломляясь через ценностно-смысловую сферу его личности, его установки, мотивацию, в то же время, воздействуя на них.
Природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к человеку и окружающему его миру, составляющим его внутреннее содержание, которое выражается в его мотивах и целях. Поэтому не приходится соотносить поведение как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представляет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного [22].
Будучи включенным в психолого-педагогическую деятельность, в зависимости от степени психологической готовности к ней, меняются ценностные ориентации и приоритеты родителя, ожидания и притязания в партнёрских отношениях, отношение к себе как к родителю.
Таким образом, родительство в развитой форме, как пишет Р. В.Овчарова, состоит из таких компонентов, как ценностные ориентации, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, а также родительскую ответственность и стиль воспитания.
На сегодняшний день, изучение ценностно-смысловых и эмоционально-мотивационных аспектов психолого-педагогической деятельности мужчины-родителя, позволит дополнить общую картину феномена отцовства. Важно помнить, что именно ценностные ориентации определяют не только динамику отцовства и материнства, но и конечном итоге динамику семьи.
Эмпирическое изучение ценностных ориентаций отцов позволило обнаружить их меньшую конформность (по сравнению с мужчинами ещё не имеющими детей, а только ожидающими их появления), меньшую склонность к установлению добрых отношений с другими людьми, на уровне поступков более склонных придерживаться традиций и менее ориентированных на достижения. В супружеских отношениях отцы ожидают от супруги большего принятия своей личности, менее ожидают эмоционально-психотерапевтической поддержки (в отличие от будущих отцов), в то же время сами готовы к эмоциональной поддержке супруги. Также с появлением ребёнка будущие отцы связывают повышение общей жизненной активности и собственной привлекательности и значимости, в отличие от реальных отцов, которые считают, что воспитание ребёнка особенно не изменило их личность.
Такие исследования могут иметь конкретное практическое применение — при составлении программ психологического сопровождения семьи и, в частности, на этапе ожидания ребёнка и при разрешении различных конфликтных ситуаций в семейном консультировании.
Литература:
1. Акивис Д.С. Отцовская любовь, М. 1989
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
3. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2.
4. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. — Москва-Обнинск: "ИГ-СОЦИН", 2007.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие семьи // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. — С. 104-113.
6. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде отец—ребенок как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 4. — С. 30-48.
7. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как социально-психологический феномен на рубеже тысячелетий // Философия образования. — 2003. — № 11 — С. 160—165.
8. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Структурный анализ акмеологического феномена отцовства // Психология зрелости и старения. — 2003. — № 4. — С. 36-42.
9. Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В. Опыт исследования феномена отцовства в рамках групповой работы // Семейная психология и семейная терапия. — 2004. — № 4. -С. 55-69.
10. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Влияние отцовства на развитие личности// Акмеология. Личностное и профессиональное развитие. Материалы Международной научной конференции 7-8 октября 2004 г. — М.: ИД "Эко", 2004. — 614 с. — С. 365-371
11. Евсеенкова Ю. В. Исследование отцовства в рамках групповой работы // Материалы научно-практической конференции "Ананьевские чтения — 2005" / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — С. 554-556.
12. Евсеенкова Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Новосибирск, 2006.
13. Жигалин С.С. Психологическая сущность и типология родительских позиций//Наука и образование Зауралья. – Курган, 2003. — № 1 . — С. 125-131.
14. Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Наука, 1998.
15. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Уч. пособие. Ч. 1 / Под ред. И.А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.-с.562-606 16.Кон И.С. Мальчик – отец мужчины,М.2010 17. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
18. Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность" М., Политиздат, 1975
19. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под общ. ред. ГА. Балла, А.И. Киричука, Д.А. Леонтьева. — М. 1999.
20. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства.-М. 2003. .
21. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. – Курган, 2005. — №1
22. Рубинштейн С. Л. "Основы общей психологии" СПб: Издательство "Питер", 2000
23. Токарева Ю.А. "Сущность отцовства как особой деятельности по воспитанию ребёнка, предпосылки и условия его формирования"
24. Узнадзе Д.Н. Общая психология/ пер. с груз. Е.Ш.Чомахидзе; под ред. И.В.Имедадзе.-М.: 2004.
25. Fthenakis W.E. Väter, Band I, Zur Psychologie der Vater-Kind-Beziehung. München, 1985.
26. Barth S.Vaterschaft im Wandel,2000.
27. Doherty W.J. Kouneski E.W and Erickson M.F. Responsible fathering: An overview and conceptal framrwork.// Journal of Marriage and the Family, vol. 60 (May 1998): 277-292.
Дата публикации: 15 апреля 2019