Ассоциация перинатальных специалистов
Ассоциация перинатальных специалистов
Общение как ценность
Сегодня, многие родители, имеющие маленьких детей, бьют тревогу и задаются вопросом: Нужно ли ребёнка ограничивать в доступе к компьютеру?
Дата материала:
15 апреля 2019
Нуж­но ли ре­бён­ка ог­ра­ничи­вать в дос­ту­пе к компь­юте­ру? Воп­рос дос­та­точ­но неп­ростой, так как с од­ной сто­роны, хо­телось бы по­мочь ре­бён­ку в ос­во­ении но­вей­ших и каж­дый день со­вер­шенс­тву­ющих­ся компь­ютер­ных тех­но­логий, с дру­гой, не ли­шить его та­кой цен­ности, как че­лове­чес­кое об­ще­ние.

Иног­да соз­да­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что бу­дущее за прод­ви­нуты­ми тех­но­логи­ями. Мобиль­ный те­лефон, Интер­нет мо­гут удов­летво­рить се­год­ня мно­гие че­лове­чес­кие пот­ребнос­ти. Не вы­ходя из до­ма, не тра­тя уси­лий на ус­та­нов­ле­ние кон­такта с жи­выми людь­ми, мож­но за­раба­тывать день­ги и их тра­тить. В ка­кой-то сте­пени у че­лове­ка ат­ро­фиру­ет­ся за не­надоб­ностью ду­ша, ко­торая в сво­ём раз­ви­тии обя­зана тру­дить­ся. Чело­век всё ча­ще ис­поль­зу­ет воз­можность сок­ра­тить не­пос­редс­твен­ное об­ще­ние, свес­ти к ми­ниму­му эмо­ци­ональ­ные по­тери от со-пе­режи­вания, со-чувс­твия и т.д.

Рас­смот­рим ис­то­рию из жиз­ни: Жен­щи­на М. ма­ма 12-ле­тене­го сы­на, вос­пи­тыва­ет маль­чи­ка с 8 лет од­на. Папа ре­бён­ка на­чал зло­упот­реблять ал­ко­голем, что и ста­ло при­чиной раз­во­да. Мама ра­бота­ет бух­галте­ром и, что­бы "сын ни в чём не нуж­дался", ра­бота­ет мно­го, об­слу­живая нес­коль­ко час­тных фирм. По её сло­вам "всё на­чалось" в пер­вом клас­се, ког­да сы­ну по­дари­ла PSP по его же нас­то­янию. У мно­гих де­тей в клас­се бы­ли прод­ви­нутые иг­рушки, и что­бы маль­чик се­бя чувс­тво­вал "как все", а ма­ма чувс­тво­вала се­бя "хо­рошей ма­мой", она удов­летво­рила его же­лание. Затем иг­рушка ста­ла за­менять маль­чи­ку всё сво­бод­ное от уро­ков вре­мя, а ког­да в до­ме по­явил­ся компь­ютер, маль­чик стал про­водить прак­ти­чес­ки всё вре­мя, иг­рая в компь­ютер­ные иг­ры. Мама осо­бен­но не вол­но­валась, т.к. ви­дела, что мно­гие его сверс­тни­ки ув­ле­чены иг­ра­ми, за­била тре­вогу толь­ко, ког­да на­чались проб­ле­мы с учё­бой и вдруг вы­яс­ни­лось, что она не мо­жет кон­тро­лиро­вать воп­рос дос­ту­па к компь­юте­ру. Попыт­ки ог­ра­ничить об­ще­ние сы­на с компь­юте­ром встре­чали аг­рессив­ную ре­ак­цию со сто­роны маль­чи­ка. К воп­ро­су о про­тека­нии ран­не­го детс­тва, ста­ло из­вес­тно, что близ­ко­го кон­такта с сы­ном у неё ни­ког­да не бы­ло. Пока маль­чик был ма­лень­кий, с его вос­пи­тани­ем по­мога­ла ба­буш­ка, ко­торая мог­ла и на­кор­мить и по­гулять и книж­ку иног­да по­читать. Мама с па­пой тог­да "пы­тались встать на но­ги", за­рабо­тать день­ги на рас­ши­рение жи­лищ­ной пло­щади. Но ког­да у му­жа на­чались проб­ле­мы с ра­ботой, а за­тем и проб­ле­мы с ал­ко­голем, ей ни­чего не ос­та­валось, как взять на се­бя от­ветс­твен­ность за ма­тери­аль­ное со­дер­жа­ние семьи.

Оте­чес­твен­ные пси­холо­ги ут­вер­жда­ют, что для фор­ми­рова­ния пси­хики че­лове­ка, её гар­мо­нич­но­го раз­ви­тия и ста­нов­ле­ния лич­ности, осо­бую роль иг­ра­ет об­ще­ние со взрос­лым на ран­них эта­пах раз­ви­тия ре­бён­ка. Все пси­хичес­кие ка­чес­тва и свой­ства ха­рак­те­ра ре­бёнок при­об­ре­та­ет че­рез об­ще­ние с ро­дите­лями. Чело­века де­ла­ет че­лове­ком толь­ко пол­но­цен­ное, всес­то­рон­нее об­ще­ние, по­мога­ющее по­нять се­бя са­мого и мир Дру­гого.

У маль­чи­ка из на­шего при­мера си­ту­ация детс­тва сло­жилась та­ким об­ра­зом, что об­ще­ние со взрос­лым не ста­ло для не­го ус­ло­ви­ем и спо­собом раз­ви­тия, оно бы­ло под­ме­нено сур­ро­гата­ми – фор­маль­ны­ми ве­щами, под­ме­ня­ющи­ми про­яв­ле­ние люб­ви и за­боты. Уже на ран­нем эта­пе раз­ви­тия от­но­шения ма­тери и ре­бён­ка бы­ли дос­та­точ­но по­вер­хностны­ми. Во мно­гом, мать са­ма не нуж­да­лась в их глу­бине по при­чине склон­ности к ин­тро­вер­сии и ма­лой эмо­ци­ональ­нос­ти. На се­год­няшний день мож­но кон­ста­тиро­вать у ре­бён­ка не­ус­той­чи­вый тип ак­центу­ации ха­рак­те­ра, что оз­на­ча­ет не­об­хо­димость про­веде­ния це­лого ря­да мер по ока­занию по­мощи ма­ме и сы­ну для кор­рекции по­веде­ния ре­бён­ка.

По­это­му от­ветс­твен­ные ро­дите­ли по­нима­ют, что, вык­ла­дыва­ясь се­год­ня в об­ще­ние с ре­бён­ком, они по­лучат гар­мо­нич­ную лич­ность зав­тра. Про­водя вре­мя вмес­те с ре­бён­ком, от­кры­вая пе­ред ним мир, от­кли­ка­ясь на его пот­ребнос­ти, ро­дитель учит ре­бён­ка быть вни­матель­ным к собс­твен­но­му ми­ру и про­яв­лять лю­бопытс­тво в поз­на­нии Мира и лю­дей.

Сов­ре­мен­ное по­коле­ние мо­лодых ро­дите­лей – это те, ко­торым в собс­твен­ном детс­тве ро­дите­лей "не дос­та­лось", так как они бы­ли вы­нуж­де­ны в смут­ные пе­рес­тро­еч­ные вре­мена прос­то ис­кать пу­ти для вы­жива­ния. Неко­торые мо­лодые ма­мы и па­пы вос­пи­тыва­ют собс­твен­ных ма­лышей, сле­дуя той же ло­гике: "мы за день­га­ми, а де­ти — ба­буш­кам, са­дам, ня­ням, компь­юте­рам и т.д.". Но по­яв­ля­ет­ся и со­вер­шенно дру­гой тип ро­дите­ля, ко­торый да­же го­тов зап­ла­тить день­ги, что­бы его на­учи­ли об­ще­нию с собс­твен­ным ре­бён­ком, та­кому, ко­торое де­ла­ет счас­тли­вым и его, и ре­бён­ка.

Какой мож­но сде­лать вы­вод? На­учив ре­бён­ка ис­пы­тывать удо­воль­ствие от ис­тинной бли­зос­ти меж­ду людь­ми в про­цес­се об­ще­ния, ро­дитель зак­ла­дыва­ет фун­да­мент лич­ности. Это оз­на­ча­ет, что в пос­ле­ду­ющем лю­бые компь­ютер­ные и ин­тернет-тех­но­логии не собь­ют его с пу­ти, не сде­ла­ют за­виси­мым, так как ис­тинная цен­ность как стер­жень бу­дет нап­равлять его раз­ви­тие.
Дата публикации: 15 апреля 2019
© Perinat.ru, 2019