Ассоциация перинатальных специалистов
Ассоциация перинатальных специалистов
Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности отца
В изучении отцовства современная наука опирается на два основных подхода в зависимости от того, кто считается фокусом изучения — ребенок или родитель.
Дата материала:
15 апреля 2019
На се­год­няшний день от­цовс­тво, рав­но как и ма­теринс­тво опи­сыва­ют­ся как ком­плексные фе­номе­ны, ко­торые не вхо­дят в рам­ки ме­тодо­логии ка­кой-ли­бо уз­кой от­расли пси­холо­гичес­кой на­уки и по­это­му мо­гут быть изу­чены толь­ко в рам­ках меж­дисцип­ли­нар­но­го под­хо­да, в тес­ной свя­зи с со­ци­аль­ной пси­холо­ги­ей, со­ци­оло­ги­ей, пси­холо­ги­ей раз­ви­тия, пси­холо­ги­ей лич­ности, ан­тро­поло­ги­ей, ис­то­ри­ей и др. на­ук. Такой под­ход поз­во­ля­ет изу­чать и ана­лизи­ровать и от­цовс­тво с уче­том всех сфер при­ложе­ния дан­но­го фе­номе­на [4].

В изу­чении от­цовс­тва сов­ре­мен­ная на­ука опи­ра­ет­ся на два ос­новных под­хо­да в за­виси­мос­ти от то­го, кто счи­та­ет­ся фо­кусом изу­чения — ре­бенок или ро­дитель. Пер­вый, на­ибо­лее рас­простра­нен­ный, рас­смат­ри­ва­ет ро­дитель­ство (от­цовс­тво) при­мени­тель­но к раз­ви­тию ре­бен­ка [3;14;17;25;26]. Во вто­ром под­хо­де [1;4;6;7;8;9;10;11;21] рас­смат­ри­ва­ет­ся вы­пол­не­ние ро­дитель­ской (от­цов­ской) ро­ли че­рез приз­му лич­ности ро­дите­ля. Здесь ис­сле­ду­ют­ся са­море­али­зация лич­ности в ро­дитель­стве, вво­дят­ся по­нятия "со­ци­аль­ная роль", "ста­тус", "со­ци­аль­ные нор­мы", "сте­ре­оти­пы и тре­бова­ния", ис­сле­ду­ет­ся фе­номен так на­зыва­емо­го ро­дитель­ско­го "ин­стинкта" (ма­терин­ско­го и от­цов­ско­го), чувс­тва, об­ра­зы — Я, Я-кон­цепция и дру­гие лич­нос­тные ха­рак­те­рис­ти­ки, так или ина­че свя­зан­ные и из­ме­ня­ющи­еся с ро­дитель­ством [26]. Такие ав­то­ры, как И.С.Кон, Д.С.Аки­вис [1;16], при­дер­жи­ва­ющи­еся вто­рого нап­равле­ния изу­чения ро­дитель­ства, счи­та­ют, что имен­но рож­де­ние ре­бен­ка и вза­имо­от­но­шения с ним да­ют муж­чи­не шанс со­ци­али­зиро­вать­ся са­мому, шанс са­мораз­ви­тия.

Дос­та­точ­но мно­го ис­сле­дова­ний оте­чес­твен­ных и за­рубеж­ных учё­ных про­води­лось и про­водит­ся в рам­ках дет­ской пси­холо­гии, где изу­ча­ет­ся вли­яние от­ца на раз­ви­тие лич­ности ре­бен­ка [3;17;25;26]. При этом изу­ча­ет­ся спе­цифи­ка влия­ния оп­ре­делен­но­го по­веде­ния от­ца, вы­пол­ня­емых им фун­кций и дей­ствий, на раз­ви­тие лич­ности ре­бен­ка, по­лоро­левую иден­тичность.

Сов­ре­мен­ной на­укой от­цовс­тво ис­сле­ду­ет­ся как со­ци­аль­ная роль, ста­тус, в рам­ках со­ци­аль­ной пси­холо­гии, как тен­дерные сте­ре­оти­пы в рам­ках тен­дерной пси­холо­гии, как этап зре­лос­ти лич­ности в ак­ме­оло­гии и как пси­холо­го-пе­даго­гичес­кая де­ятель­нос­ти в пси­холо­гии лич­ности, а так­же в се­мей­ной пси­холо­гии как один из фак­то­ров, фун­кция и осо­бен­ность семьи. Одна­ко в рам­ках этих на­ук от­цовс­тво изу­ча­ет­ся в ря­ду, а ча­ще все­го, как один из эле­мен­тов дру­гих фе­номе­нов [5;8;23], не яв­ля­ясь по су­щес­тву пред­ме­том изу­чения.

Учи­тывая мно­жес­тво под­хо­дов к изу­чению фе­номе­на от­цовс­тва, в на­уч­ной ли­тера­туре мож­но стол­кнуть­ся с раз­ны­ми его оп­ре­деле­ни­ями. Так, Р. В.Овча­рова да­ёт оп­ре­деле­ние от­цовс­тву как со­вокуп­ности со­ци­аль­ных и ин­ди­виду­аль­ных ха­рак­те­рис­тик лич­ности, вклю­ча­ющих все уров­ни жиз­не­де­ятель­нос­ти че­лове­ка, свя­зан­ной и с объ­ек­тивны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками лич­ности, та­кими как: пот­ребнос­ти, вле­чения, же­лания, ус­та­нов­ки, и с субъ­ек­тивны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками лич­ности — цен­нос­тны­ми ори­ен­та­ци­ями, ми­ровоз­зре­ни­ем, а так­же с об­ра­зом Я (ре­аль­ным иде­аль­ным, со­ци­аль­ным), Я-кон­цепци­ей лич­ности и са­мо­оцен­кой.

Важ­но от­ме­тить на­личие в на­уке хоть и про­тиво­речи­вой, но име­ющей пра­во на су­щес­тво­вание точ­ки зре­ния о би­оло­гичес­кой мо­дели от­цовс­тва. В рам­ках дан­ной мо­дели по­веде­ние ро­дите­лей де­тер­ми­ниро­вано врож­денны­ми ин­стинкта­ми, пот­ребностью в про­дол­же­нии ро­да, а от­сутс­твие ро­дитель­ских чувств яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем на­руше­ния этой би­оло­гичес­кой и со­ци­аль­но-нравс­твен­ной нор­мы [15].

Накоп­ленный за пос­ледние де­сяти­летия об­ширный опыт со­ци­оло­гов, ис­то­риков, эт­ногра­фов по изу­чению ин­сти­тута от­цовс­тва поз­во­ля­ет ут­вер­ждать, что от­цовс­тво — по су­щес­тву, со­ци­аль­ное яв­ле­ние. Каж­дое по­коле­ние фор­ми­ру­ет свой куль­тур­ный иде­ал от­ца сог­ласно сво­ему вре­мени и ус­ло­ви­ям, и каж­дое по­коле­ние име­ет де­ло с не­из­бежным про­белом меж­ду тем, что LaRossa наз­вал "куль­ту­ра" от­цовс­тва и "по­ве­де­ние" от­ца в семье. Соци­оло­гичес­кие и ис­то­ричес­кие ис­сле­дова­ния про­яс­ня­ют, что от­цовс­тво не мо­жет быть оп­ре­деле­но в изо­ляции от ма­терин­ской за­боты и ожи­даний ма­терей, от со­ци­аль­ных сте­ре­оти­пов за­боты о де­тях в об­щес­тве, и что эти со­ци­аль­ные ожи­дания бы­ли до­воль­но раз­но­об­разны­ми в двад­ца­том сто­летии: куль­ту­ра от­цовс­тва и по­веде­ние от­цов из­ме­ня­ет­ся от сто­летия к сто­летию, как из­ме­ня­ют­ся и со­ци­аль­ные, и по­лити­чес­кие ус­ло­вия [4].

Иссле­дова­тели счи­та­ют, спе­цифи­чес­кий стиль от­цовс­тва за­висит от мно­жес­тва со­ци­окуль­тур­ных осо­бен­ностей и ус­ло­вий, и по­это­му су­щес­твен­но варь­иру­ет­ся. Соци­ум не толь­ко предъ­яв­ля­ет оп­ре­делен­ные тре­бова­ния к воз­рас­тно­му, эко­но­ми­чес­ко­му, про­фес­си­ональ­но­му, со­ци­аль­но­му ста­тусу от­ца, но и рег­ла­мен­ти­ру­ет по­веде­ние че­лове­ка, об­ла­да­юще­го оп­ре­делен­ным ста­тусом в сис­те­ме со­ци­аль­ных ро­лей.

При изу­чении фе­номе­на от­цовс­тва оте­чес­твен­ные ав­то­ры [8;10] пред­ла­га­ют опи­рать­ся на струк­турную мо­дель, в ко­торую вхо­дят сле­ду­ющие ком­по­нен­ты: пот­ребнос­тно-эмо­ци­ональ­ный, вклю­ча­ющий би­оло­ги­чес­кие, со­ци­аль­ные ас­пекты мо­тива­ции, пот­ребность в кон­такте, эмо­ци­ональ­ные ре­ак­ции, пе­режи­вания; опе­раци­ональ­ный — ос­ве­дом­ленность и уме­ния, опе­рации по ухо­ду за ре­бен­ком и об­ще­ние с ним; и цен­нос­тно-смыс­ло­вой — от­но­шение от­ца к ре­бен­ку, вклю­чая эк­зистен­ци­аль­ные пе­режи­вания.

Кро­ме то­го, в дан­ную струк­ту­ру вклю­ча­ет­ся ин­теграль­ный сквоз­ной ком­по­нент — оце­ноч­ный, в ко­то­рый вхо­дят: 1) са­мо­оцен­ка, как эле­мент Я-кон­цепции, при­нятие или неп­ри­нятие ро­ли от­ца и ра­ци­ональ­ная и эмо­ци­ональ­ная оцен­ка се­бя, как от­ца, и сво­его ре­бен­ка; 2) со­ци­аль­ная оцен­ка ок­ру­жа­ющих, ба­зиру­юща­яся на при­нятых в дан­ном кон­крет­ном об­щес­тве со­ци­аль­ных сте­ре­оти­пах и пред­пи­сани­ях по вы­пол­не­нию ро­ли, тре­бова­ни­ях, ко­торые не­об­хо­димо соб­лю­дать для со­от­ветс­твия ста­тусу. Соци­аль­ная оцен­ка яв­ля­ет­ся ба­зой для фор­ми­рова­ния собс­твен­ной оцен­ки, т.к. че­рез со­ци­аль­ные сте­ре­оти­пы фор­ми­ру­ет об­ра­зы Я-иде­аль­но­го. Оце­ноч­ный ком­по­нент яв­ля­ет­ся ин­теграль­ным, т.к. про­низы­ва­ет и вли­яет на все ос­таль­ные ком­по­нен­ты струк­ту­ры.

Мож­но пред­по­ложить, что в он­то­гене­зе от­цовс­тва на раз­ных эта­пах его ста­нов­ле­ния на­ходит от­ра­жение каж­дый из ком­по­нен­тов.

Ю.А.Тока­рева рас­смат­ри­вая сущ­ность от­цовс­тва как осо­бую вос­пи­татель­ную де­ятель­ность, вы­деля­ет в ней две фа­зы: под­го­тов­ле­ния и осу­щест­вле­ния. В рам­ках дан­но­го под­хо­да де­тер­ми­нан­та­ми от­цовс­тва как вос­пи­татель­ной де­ятель­нос­ти яв­ля­ют­ся та­кие ви­ды опы­та, как врож­дённый, ин­ди­виду­аль­ный и со­ци­аль­ный [23].

Опи­ра­ясь на мно­гочис­ленные ис­сле­дова­ния, мож­но ут­вер­ждать, что на фор­ми­рова­ние и ре­али­зацию от­цов­ской по­зиции вли­яют ряд фак­то­ров: ус­ло­вия об­щес­твен­ной и куль­тур­ной сре­ды, фак­тор вли­яния ро­дитель­ской семьи, фак­тор ка­чес­тва суп­ру­жес­ких от­но­шений, а так­же лич­нос­тные осо­бен­ности са­мого муж­чи­ны.

Таким об­ра­зом, каж­дый из вы­шепе­речис­ленных ком­по­нен­тов от­цовс­тва (пот­ребнос­тно-эмо­ци­ональ­ный, опе­раци­ональ­ный, цен­нос­тно-смыс­ло­вой и оце­ноч­ный) на­ходит своё от­ра­жение как в са­мосоз­на­нии муж­чи­ны, так и в его по­веде­нии на раз­ных эта­пах ос­во­ения им ро­ли ро­дите­ля. Ю.В.Бори­сен­ко вы­деля­ет та­ких эта­пов три.

Пер­вый этап на­чина­ет­ся с рож­де­ния маль­чи­ка до мо­мен­та по­луче­ния све­дений о бе­ремен­ности его же­ны (пар­тнер­ши). Фор­ми­рова­ние сте­ре­оти­пов об от­цовс­тве про­ис­хо­дит в про­цес­се вза­имо­дей­ствия с собс­твен­ны­ми ро­дите­лями.

Вто­рой этап — пе­ри­од бе­ремен­ности пар­тнер­ши — на­чина­ет­ся с то­го мо­мен­та, ког­да муж­чи­на уз­нал, что бу­дет от­цом, до на­чала взаи­мо­дей­ствия с уже ро­див­шимся ре­бен­ком. Сам мо­мент со­об­ще­ния о бе­ре­мен­ности и осоз­на­ние фак­та ре­аль­нос­ти ре­бен­ка раз­не­сены во вре­ме­ни. Ре­ак­ция на со­об­ще­ние о бе­ремен­ности мо­жет быть раз­личной в за­виси­мос­ти от мно­гих фак­то­ров, вклю­ча­ющих на­мере­ния муж­чи­ны, от­но­ситель­но кон­крет­ной жен­щи­ны, ма­тери­аль­ную, со­ци­аль­ную и дру­гие ви­ды го­тов­ности при­нять от­ветс­твен­ность за бу­дущую жизнь.

Тре­тий этап — пе­ри­од пос­ле рож­де­ния ре­бен­ка — прак­ти­чес­кий пе­ри­од. Этот пе­ри­од яв­ля­ет­ся кри­тичес­ким с точ­ки зре­ния воз­никно­вения бон­динга — свя­зи муж­чи­ны с ро­див­шимся ре­бен­ком.

Если на эта­пе ожи­дания ре­бён­ка муж­чи­на боль­ше вклю­чён в за­боту о пар­тнёр­ше, от­сутс­тву­ет не­пос­редс­твен­ный кон­такт с ре­бён­ком, но бу­дущий отец мо­жет его се­бе пред­став­лять, о нём фан­та­зиро­вать. Что са­мо по се­бе очень важ­но с точ­ки зре­ния фор­ми­рова­ния ус­та­нов­ки, оп­ре­деля­ющей и нап­равля­ющей по­веде­ние муж­чи­ны. "В ос­но­ве ус­та­нов­ки, оп­ре­деля­ющей по­веде­ние че­лове­ка, ле­жит во­об­ра­жа­емая си­ту­ация" [24, с.76].

С мо­мен­та рож­де­ния ре­бён­ка отец вклю­ча­ет­ся в пси­холо­го-пе­даго­гичес­кую де­ятель­ность.

Отцовс­тво, как пси­холо­го-пе­даго­гичес­кая де­ятель­ность муж­чи­ны, рас­смат­ри­ва­ет­ся с точ­ки зре­ния ис­поль­зу­емых сти­лей вос­пи­тания, ро­дитель­ско­го от­но­шения от­ца к ре­бен­ку, а так­же ве­дущей мо­тива­ции ро­дите­ля [23]. Так­же мож­но вы­делить три па­рамет­ра от­цов­ско­го вза­имо­дей­ствия с ре­бён­ком:

1. вов­ле­чён­ность от­ца в не­пос­редс­твен­ный уход, об­ще­ние или иг­ру с ре­бён­ком;

2. дос­тупность от­ца для ре­бён­ка;

3. от­ветс­твен­ность за вос­пи­тание и при­нятие со­от­ветс­тву­ющих ре­шений [27].

Ана­лизи­руя со­дер­жа­ние ис­полни­тель­но­го зве­на, оче­вид­на не­об­хо­димость про­яв­ле­ния ин­ди­виду­аль­но­го сти­ля де­ятель­нос­ти, ко­торый бу­дет со­от­ветс­тво­вать не толь­ко тре­бова­ни­ям си­ту­ации, но и лич­нос­тным осо­бен­ностям субъ­ек­та вос­пи­татель­ской де­ятель­нос­ти, то есть от­ца. Чело­век, за­нима­ющий вос­пи­тыва­ющую по­зицию, пос­то­ян­но пре­одо­лева­ет воз­ни­ка­ющие пре­пятс­твия, преж­де все­го во внут­реннем пла­не

Отцов­ская ро­дитель­ская по­зиция – это ин­теграль­ное вза­имо­дей­ствие муж­ской по­лоро­левой, лич­нос­тной и вос­пи­татель­ной по­зиции от­ца; это сис­те­ма его от­но­шений как ро­дите­ля, ко­торая тра­дици­он­но про­яв­ля­ет­ся в пре­об­ла­дании пред­метно инс­тру­мен­таль­ной фун­кции от­ца в вос­пи­тании де­тей [13].

Внеш­нее прис­ва­ива­ет­ся че­рез внут­реннее [2;18;22].По­яв­ле­ние ре­бён­ка, ес­тес­твен­ным об­ра­зом ока­зыва­ет вли­яние на по­веде­ние муж­чи­ны, но пре­лом­ля­ясь че­рез цен­нос­тно-смыс­ло­вую сфе­ру его лич­ности, его ус­та­нов­ки, мо­тива­цию, в то же вре­мя, воз­дей­ствуя на них.

При­рода че­лове­чес­ко­го пос­тупка оп­ре­деля­ет­ся зак­лю­чен­ным в нем от­но­шени­ем че­лове­ка к че­лове­ку и ок­ру­жа­юще­му его ми­ру, сос­тавля­ющим его внут­реннее со­дер­жа­ние, ко­торое вы­ража­ет­ся в его мо­тивах и це­лях. По­это­му не при­ходит­ся со­от­но­сить по­веде­ние как неч­то лишь внеш­нее с соз­на­ни­ем как чем-то лишь внут­ренним; по­веде­ние са­мо уже пред­став­ля­ет со­бою единс­тво внеш­не­го и внут­ренне­го, так же как, с дру­гой сто­роны, вся­кий внут­ренний про­цесс в оп­ре­делен­ности сво­его пред­метно-смыс­ло­вого со­дер­жа­ния пред­став­ля­ет со­бой единс­тво внут­ренне­го и внеш­не­го, субъ­ек­тивно­го и объ­ек­тивно­го [22].

Буду­чи вклю­чен­ным в пси­холо­го-пе­даго­гичес­кую де­ятель­ность, в за­виси­мос­ти от сте­пени пси­холо­гичес­кой го­тов­ности к ней, ме­ня­ют­ся цен­нос­тные ори­ен­та­ции и при­ори­теты ро­дите­ля, ожи­дания и при­тяза­ния в пар­тнёрских от­но­шени­ях, от­но­шение к се­бе как к ро­дите­лю.

Таким об­ра­зом, ро­дитель­ство в раз­ви­той фор­ме, как пи­шет Р. В.Овча­рова, сос­то­ит из та­ких ком­по­нен­тов, как цен­нос­тные ори­ен­та­ции, ро­дитель­ские ус­та­нов­ки и ожи­дания, ро­дитель­ское от­но­шение, ро­дитель­ские чувс­тва, ро­дитель­ские по­зиции, а так­же ро­дитель­скую от­ветс­твен­ность и стиль вос­пи­тания.

На се­год­няшний день, изу­чение цен­нос­тно-смыс­ло­вых и эмо­ци­ональ­но-мо­тива­ци­он­ных ас­пектов пси­холо­го-пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти муж­чи­ны-ро­дите­ля, поз­во­лит до­пол­нить об­щую кар­ти­ну фе­номе­на от­цовс­тва. Важ­но пом­нить, что имен­но цен­нос­тные ори­ен­та­ции оп­ре­деля­ют не толь­ко ди­нами­ку от­цовс­тва и ма­теринс­тва, но и ко­неч­ном ито­ге ди­нами­ку семьи.

Эмпи­ричес­кое изу­чение цен­нос­тных ори­ен­та­ций от­цов поз­во­лило об­на­ружить их мень­шую кон­фор­мность (по срав­не­нию с муж­чи­нами ещё не име­ющи­ми де­тей, а толь­ко ожи­да­ющи­ми их по­яв­ле­ния), мень­шую склон­ность к ус­та­нов­ле­нию доб­рых от­но­шений с дру­гими людь­ми, на уров­не пос­тупков бо­лее склон­ных при­дер­жи­вать­ся тра­диций и ме­нее ори­ен­ти­рован­ных на дос­ти­жения. В суп­ру­жес­ких от­но­шени­ях от­цы ожи­да­ют от суп­ру­ги боль­ше­го при­нятия сво­ей лич­ности, ме­нее ожи­да­ют эмо­ци­ональ­но-пси­хоте­рапев­ти­чес­кой под­дер­жки (в от­ли­чие от бу­дущих от­цов), в то же вре­мя са­ми го­товы к эмо­ци­ональ­ной под­дер­жке суп­ру­ги. Так­же с по­яв­ле­ни­ем ре­бён­ка бу­дущие от­цы свя­зыва­ют по­выше­ние об­щей жиз­ненной ак­тивнос­ти и собс­твен­ной прив­ле­катель­нос­ти и зна­чимос­ти, в от­ли­чие от ре­аль­ных от­цов, ко­торые счи­та­ют, что вос­пи­тание ре­бён­ка осо­бен­но не из­ме­нило их лич­ность.

Такие ис­сле­дова­ния мо­гут иметь кон­крет­ное прак­ти­чес­кое при­мене­ние — при сос­тавле­нии прог­рамм пси­холо­гичес­ко­го соп­ро­вож­де­ния семьи и, в час­тнос­ти, на эта­пе ожи­дания ре­бён­ка и при раз­ре­шении раз­личных кон­фликтных си­ту­аций в се­мей­ном кон­суль­ти­рова­нии.

Лите­рату­ра:

1. Аки­вис Д.С. Отцов­ская лю­бовь, М. 1989
2. Анань­ев Б.Г. Чело­век как пред­мет поз­на­ния. – Л., 1968.
3. Бер­лингейм Д. До­эди­повы от­но­шения меж­ду от­цом и ре­бен­ком // Жур­нал прак­ти­чес­кой пси­холо­гии и пси­хо­ана­лиза. 2002. № 2.
4. Бори­сен­ко Ю.В. Пси­холо­гия от­цовс­тва. — Мос­ква-Обнинск: "ИГ-СОЦИН", 2007.
5. Дру­жинин В.Н. Пси­холо­гия семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с. Думит­рашку Т.А. Струк­ту­ра семьи и ког­ни­тив­ное раз­ви­тие семьи // Воп­ро­сы пси­хо­логии. — 1996. — № 2. — С. 104-113.
6. Евсе­ен­ко­ва Ю.В. Сис­те­ма от­но­шений в ди­аде отец—ре­бенок как фак­тор раз­ви­тия лич­ности // Семей­ная пси­холо­гия и се­мей­ная те­рапия. — 2003. — № 4. — С. 30-48.
7. Евсе­ен­ко­ва Ю.В., Пор­тно­ва А.Г. Отцовс­тво как со­ци­аль­но-пси­холо­гичес­кий фе­но­мен на ру­беже ты­сяче­летий // Фило­софия об­ра­зова­ния. — 2003. — № 11 — С. 160—165.
8. Евсе­ен­ко­ва Ю.В., Пор­тно­ва А.Г. Струк­турный ана­лиз ак­ме­оло­гичес­ко­го фе­номе­на от­цовс­тва // Пси­холо­гия зре­лос­ти и ста­рения. — 2003. — № 4. — С. 36-42.
9. Евсе­ен­ко­ва Ю.В., Дмит­ри­ева Н.В. Опыт ис­сле­дова­ния фе­номе­на от­цовс­тва в рам­ках груп­по­вой ра­боты // Семей­ная пси­холо­гия и се­мей­ная те­рапия. — 2004. — № 4. -С. 55-69.
10. Евсе­ен­ко­ва Ю.В., Пор­тно­ва А.Г. Вли­яние от­цовс­тва на раз­ви­тие лич­ности// Акме­оло­гия. Лич­нос­тное и про­фес­си­ональ­ное раз­ви­тие. Мате­ри­алы Меж­ду­народ­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции 7-8 ок­тября 2004 г. — М.: ИД "Эко", 2004. — 614 с. — С. 365-371
11. Евсе­ен­ко­ва Ю. В. Иссле­дова­ние от­цовс­тва в рам­ках груп­по­вой ра­боты // Мате­ри­алы на­уч­но-прак­ти­чес­кой кон­фе­рен­ции "Анань­ев­ские чте­ния — 2005" / Под ред. Л.А. Цвет­ко­вой, Л.М. Шипи­цыной. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — С. 554-556.
12. Евсе­ен­ко­ва Ю.В. Отцовс­тво как пси­холо­гичес­кий фак­тор раз­ви­тия лич­ности. Авто­реф. дис. канд. пси­хол. на­ук. — Ново­сибирск, 2006.
13. Жига­лин С.С. Пси­холо­гичес­кая сущ­ность и ти­поло­гия ро­дитель­ских по­зиций//На­ука и об­ра­зова­ние За­уралья. – Кур­ган, 2003. — № 1 . — С. 125-131.
14. Кон И.С. Ребе­нок и об­щес­тво. — М.: На­ука, 1998.
15. Кон И.С. Муж­ские ис­сле­дова­ния: ме­ня­ющи­еся муж­чи­ны в из­ме­ня­ющем­ся ми­ре // Вве­дение в ген­дерные ис­сле­дова­ния. Уч. по­собие. Ч. 1 / Под ред. И.А. Жереб­ки­ной. — Харь­ков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але­тейя, 2001.-с.562-606 16.Кон И.С. Маль­чик – отец муж­чи­ны,М.2010 17. Крайг Г. Пси­холо­гия раз­ви­тия. — СПб.: Питер, 2000.
18. Ле­онть­ев А.Н. "Де­ятель­ность. Соз­на­ние. Лич­ность" М., Поли­тиз­дат, 1975
19. Мас­лоу А. Новые ру­бежи че­лове­чес­кой при­роды / Под общ. ред. ГА. Бал­ла, А.И. Кири­чука, Д.А. Ле­онть­ева. — М. 1999.
20. Овча­рова Р. В. Пси­холо­гичес­кое соп­ро­вож­де­ние ро­дитель­ства.-М. 2003. .
21. Овча­рова Р.В., Тока­рева Ю.А. На­уч­ные пред­по­сыл­ки к ана­лизу проб­ле­мы от­цовс­тва как вос­пи­татель­ной де­ятель­нос­ти //На­ука и об­ра­зова­ние За­уралья. – Кур­ган, 2005. — №1
22. Рубин­штейн С. Л. "Осно­вы об­щей пси­холо­гии" СПб: Изда­тель­ство "Питер", 2000
23. Тока­рева Ю.А. "Сущ­ность от­цовс­тва как осо­бой де­ятель­нос­ти по вос­пи­танию ре­бён­ка, пред­по­сыл­ки и ус­ло­вия его фор­ми­рова­ния"
24. Узнад­зе Д.Н. Общая пси­холо­гия/ пер. с груз. Е.Ш.Чома­хид­зе; под ред. И.В.Име­дад­зе.-М.: 2004.
25. Fthenakis W.E. Vter, Band I, Zur Psychologie der Vater-Kind-Beziehung. Mnchen, 1985.
26. Barth S.Vaterschaft im Wandel,2000.
27. Doherty W.J. Kouneski E.W and Erickson M.F. Responsible fathering: An overview and conceptal framrwork.// Journal of Marriage and the Family, vol. 60 (May 1998): 277-292.
Дата публикации: 15 апреля 2019
© Perinat.ru, 2019