Ассоциация перинатальных специалистов
Ассоциация перинатальных специалистов
Роль психолога при оказании акушерской помощи
Авторы обосновывают программу подготовки практических перинатальных психологов. Направления деятельности психолога в родильном доме
Дата материала:
02 апреля 2018
Акту­аль­ность те­мы.

Ока­зание ка­чес­твен­ной аку­шер­ской по­мощи тре­бу­ет прив­ле­чения и ко­ор­ди­нации де­ятель­нос­ти раз­личных спе­ци­алис­тов, в том чис­ле пси­холо­гов. Не­об­хо­димость в пси­холо­гичес­кой по­мощи рас­тет в свя­зи с рас­ши­рени­ем фун­кций ро­дов­спо­мога­тель­ных уч­режде­ний, та­ких как пре­наталь­ная ди­аг­ности­ка, фе­таль­ная хи­рур­гия, ис­поль­зо­вание но­вых ме­тодов ди­аг­ности­ки и ле­чения. При этом и при не­ос­ложнен­ной бе­ремен­ности воз­ни­ка­ют проб­ле­мы, тре­бу­ющие пси­холо­гичес­ко­го кон­суль­ти­рова­ния и соп­ро­вож­де­ния. На се­год­няшний день все боль­ше жен­щин об­ра­ща­ют­ся в раз­личные го­сударс­твен­ные и час­тные "Шко­лы ма­теринс­тва". По­яви­лось по­нятие – до­ула (по-гре­чес­ки – ра­быня). Это — спе­ци­алист, спо­соб­ный в ро­дах осу­щест­влять не­пос­редс­твен­ный уход и пси­холо­гичес­кую по­мощь ро­жени­це, но не ока­зывать ей ме­дицин­ской по­мощи. Оче­вид­но, что для эф­фектив­ной под­го­тов­ки жен­щин к ма­теринс­тву и ро­дам не­об­хо­димы вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ные спе­ци­алис­ты, не толь­ко вла­де­ющие те­оре­тичес­ки­ми зна­ни­ями по пси­холо­гии и фи­зи­оло­гии бе­ремен­ности, но так­же име­ющие адек­ватное пред­став­ле­ние о ве­дении пе­рина­таль­но­го пе­ри­ода. Такие спе­ци­алис­ты спо­соб­ны сфор­ми­ровать по­зитив­ную ус­та­нов­ку на ро­диль­ный дом, на вза­имо­дей­ствие с пер­со­налом и конс­трук­тивное собс­твен­ное по­веде­ние ро­жениц. В нас­то­ящий мо­мент 5 ро­дов­спо­мога­тель­ных уч­режде­ний СПБ име­ют в сво­ем шта­те пси­холо­га.

Авто­рами пред­ла­га­ет­ся прог­рамма под­го­тов­ки прак­ти­чес­ких пе­рина­таль­ных пси­холо­гов. Нап­равле­ния де­ятель­нос­ти пси­холо­га в ро­диль­ном до­ме:

1. Рабо­та с бе­ремен­ны­ми, ро­жени­цами и ро­диль­ни­цами;

Пси­холо­гичес­кая по­мощь жен­щи­нам с ос­ложнен­ным те­чени­ем бе­ремен­ности, соп­ро­вож­да­ющей­ся пси­хосо­мати­чес­ки­ми расс­трой­ства­ми и деп­рессив­ны­ми пе­режи­вани­ями.
Помощь и под­дер­жка в ро­дах – вы­пол­не­ние фун­кций до­улы.
Помощь в слу­чае па­толо­гичес­ко­го про­тека­ния "пос­ле­родо­вого блю­за".
Помощь и под­дер­жка в слу­чае реп­ро­дук­тивных по­терь, к ко­торым от­но­сят­ся: ан­те­наталь­ная смерть, ин­тра­наталь­ная и ран­няя не­она­таль­ная ги­бель ре­бён­ка; а так­же по­теря реп­ро­дук­тивных ор­га­нов.
Пси­холо­гичес­кая по­мощь семье в слу­чае рож­де­ния ре­бён­ка с врож­дённы­ми ано­мали­ями раз­ви­тия.

2. Рабо­та с пер­со­налом ро­диль­но­го до­ма;

Про­веде­ние лек­ций и се­мина­ров для вра­чей и сред­не­го ме­дицин­ско­го пер­со­нала. Акту­аль­ные те­мы "Про­филак­ти­ка про­фес­си­ональ­но­го эмо­ци­ональ­но­го вы­гора­ния", "Эффек­тивное раз­ре­шение кон­флик­тов", "Вза­имо­дей­ствие пер­со­нала с родс­твен­ни­ками па­ци­ен­ток".

3. Обу­чение пе­рина­таль­ных пси­холо­гов.
Прог­рамма "Прак­ти­чес­кая пе­рина­таль­ная пси­холо­гия" нап­равле­на на до­пол­ни­тель­ное обу­чение пси­холо­гов. Учас­тни­ки прог­раммы име­ют выс­шее пси­холо­гичес­кое об­ра­зова­ние, часть из них име­ют пер­вое сред­нее или выс­шее ме­дицин­ское об­ра­зова­ние.

Прог­рамма раз­ра­бота­на в сот­рудни­чес­тве с Вос­точно-Евро­пей­ским Инсти­тутом Пси­хо­ана­лиза. Прог­рамма вклю­ча­ет в се­бя 2 мо­дуля, об­щий объ­ём 96 ака­деми­чес­ких ча­сов. Обу­чение в каж­дом мо­дуле сос­то­ит из двух бло­ков: аку­шер­ско­го и пси­холо­гичес­ко­го.

Цель 1 мо­дуля обу­чения — под­го­товить спе­ци­алис­тов для ин­ди­виду­аль­ной и груп­по­вой под­го­тов­ки бе­ремен­ных жен­щин и се­мей к рож­де­нию ре­бен­ка.

Цель 2 мо­дуля — обу­чить спе­ци­алис­тов пси­холо­гичес­ко­му соп­ро­вож­де­нию ро­жени­цы в ро­дах и пос­ле­родо­вом пе­ри­оде, вза­имо­дей­ствию с пер­со­налом.

За 2012 год обу­чение по 1 мо­дулю прог­раммы прош­ли 64 че­лове­ка, по 2 мо­дулю – 15. Обу­чение пси­холо­гов не­об­хо­димым ба­зовым зна­ни­ям по фи­зи­оло­гии пе­рина­таль­но­го пе­ри­ода, вы­яви­ло ряд фак­то­ров, тре­бу­ющих учё­та в раз­ра­бот­ке осо­бой ме­тоди­ки обу­чения.

- Отсутс­твие или сла­бые ме­дицин­ские зна­ния у слу­шате­лей, не име­ющих ме­дицин­ско­го об­ра­зова­ния.
- Отсутс­твие ба­зовых зна­ний по пра­вилам ока­зания ме­дицин­ской по­мощи.
- Сме­шан­ные мо­тивы обу­чения (как про­фес­си­ональ­ные, так и внут­ренние: реф­лексия собс­твен­но­го ма­терин­ско­го опы­та).
- Раз­личный воз­рас­тной, про­фес­си­ональ­ный и лич­нос­тный уро­вень слу­шате­лей.


Зак­лю­чение.
Спрос на под­го­тов­ленных пси­холо­гов, спо­соб­ных ра­ботать в ро­диль­ном до­ме, и на их обу­чение рас­тет. Но для объ­ек­тивной оцен­ки эф­фектив­ности ра­боты прог­раммы под­го­тов­ки и даль­ней­ше­го ис­поль­зо­вания под­го­тов­ленных спе­ци­алис­тов при ока­зании аку­шер­ской по­мощи не­об­хо­димо иметь чет­кие стан­дарты де­ятель­нос­ти пси­холо­га в ЛПУ и до­пол­ни­тель­ные ис­сле­дова­ния с опо­рой на ста­тис­ти­чес­кие дан­ные.



ШЕНДЕРОВА Л.Е., СТ. АКУШЕРКА СПБ ГБУЗ "РОДИЛЬНЫЙ ДОМ № 17"
ПРОФ. МИХАЙЛОВ А. В., ГЛ. ВРАЧ СПБ ГБУЗ "РОДИЛЬНЫЙ ДОМ № 17"
БОЯЗИТОВА Т.Д., СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
ЧЕБОТАРЕВА В.А., ВЕДУЩИЙ ПСИХОЛОГ ЦЕНТРА "РОДНИК"
Дата публикации: 15 апреля 2019
© Perinat.ru, 2019