Актуальные вопросы подготовки перинатальных психологов

ЕРШОВА С.К., ЗАВ. КАФЕДРОЙ «ПСИХОТЕРАПИЯ» ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХОАНАЛИЗА
БОЯЗИТОВА Т.Д., СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХОАНАЛИЗА

Ссылка на печатный источник:
Ершова С.К., Боязитова Т.Д. «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ»/»Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества.: II Международная научно — практическая Интернет — конференция: материалы конф. (Казань, 19 февраля 2014 г.) / Сервис виртуальных конференций Pax Grid, 2014.- 69-71 с.

Забота о материнстве и детстве является одной из приоритетных задач государства. Сегодня, когда продолжает ухудшаться качество здоровья беременных женщин, растёт процент ВРТ по причине бесплодия, растёт процент кесаревых сечений и т.д., актуальными для научных исследований и практического приложения усилий медиков и психологов, являются вопросы охраны репродуктивного здоровья женщин [2; 4; 5].

Подготовка специалистов, способных оказывать профессиональную психологическую помощь женщинам в пренатальных центрах, родильных домах и женских консультациях актуальна в связи с расширением функций родовспомогательных учреждений, таких как пренатальная диагностика, фетальная хирургия, использование новых методов диагностики и лечения.

Оказание качественной акушерской помощи требует привлечения и координации деятельности различных специалистов, в том числе психологов. Например, 5 родовспомогательных учреждений Санкт-Петербурга в настоящий момент уже имеют в своем штате психологов. При этом можно отметить, рост спроса на подготовленных психологов, способных работать в родильном доме.[3]

При этом можно отметить, что область перинатальной психологии — одна из наиболее вероятных продуктивных областей применения своих знаний и навыков для молодого специалиста-психолога. Реализация себя в области психологической помощи будущим родителям может согласовываться с личностным развитием начинающих специалистов-психологов, многие из которых к моменту окончания Вуза помимо обширных знаний по психологии, сами обладают опытом семейной жизни, а иногда и опытом родительства.

Явным образом видна взаимная тенденция: все больше специалистов психологов заинтересованы в специализации в перинатальной области, и все больше молодых женщин, ожидающих рождения ребенка, обращаются в различные государственные и частные «Школы материнства».

Психологическая помощь семье на этапе подготовки к родительству должна основываться на комплексном медико-социально-психолого-педагогическом сопровождении женщины [2;4; 5].

Очевидно, что для эффективной подготовки женщин к материнству и родам необходимы высококвалифицированные специалисты, не только владеющие теоретическими знаниями по психологии и физиологии беременности, но также имеющие адекватное представление о ведении перинатального периода. Такие специалисты способны сформировать позитивную установку на родильный дом, на взаимодействие с персоналом и конструктивное собственное поведение рожениц.

В учебных программах, представленных в системе высшего образования, можно найти определенное число академических часов по курсам, связанным с психотерапевтической поддержкой семьи и ребенка, однако практика для молодого специалиста-психолога в этой области зачастую остается за пределами учебного процесса. Поэтому типична ситуация, когда помимо высшего образования психологу необходимо повышение квалификации по различным специализациям, в частности по перинатальной психологии.

Одной из немногих программ повышения квалификации в этой области является реализуемый на базе Восточно-Европейского института психоанализа (г. Санкт-Петербург) и двух родильных домов города курс, рассчитанный на 144 акад. часа, который так и называется «Практическая перинатальная психология».

Цель программы – обучение методике организации и проведения занятий психологической подготовки семьи к родам и родительству, а также обучение практическим навыкам психологического сопровождения женщины в условиях ЛПУ.

На сегодняшний день данный курс можно назвать уникальным образовательным проектом, в котором участвуют и преподаватели-психологи высшей школы, и представители практической медицины (акушеры-наставники) и ведущие курсов для беременных в центрах развития семьи.

Чем больше растет количество специалистов-психологов, готовых психологически сопровождать женщину на всех этапах беременности, и тем более актуальной становится проблема объективной оценки эффективности программы подготовки и дальнейшего использования подготовленных кадров.

При оказании акушерской помощи требуется иметь четкие стандарты деятельности психолога в ЛПУ, необходимы дополнительные исследования в этой области с опорой на статистические данные.

Литература

1. Боязитова Т.Д.«Психологическая помощь женщинам в условиях родильного дома» Репродуктивное здоровье семьи в перинатальной психологии. Сборник трудов по результатам материалов Международной научно-практической конференции 15-18 мая 2013 г.-СПб.:ИД»Петрополис», 2013.-244с.

2. Добряков И. В. Перинатальная психология / И. В.Добряков. -СПб.: Речь, 2010.-272 с.

3. Доклад Т.Д.Боязитовой «Актуальные проблемы обучения перинатальных психологов» Конференция МИПУ, июль 2013

4. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.

5. Филиппова Г. Г. О нарушениях репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы / Г. Г. Филиппова // Журнал практического психолога. 2003. — № 4-5. — С. 83-108.

Loading...